Главная » Статьи » Композиторы |
Шамиль Ибрагимов
Шамиль Шамильевич Ибрагимов принадлежит к числу наиболее значительных деятелей башкирской хоровой культуры. Его имя получило широкую известность в области хоровой музыки, исполнительства и педагогики. Он родился 15 июля 1922 года в поселке Чишмы Уфимского кантона Уфимской губернии (ныне Чишминского района РБ). С 1928 по 1933 год Ш.Ибрагимов воспитывался в детском доме г. Термеза Узбекской ССР, затем служил сигналистом в музыкальных взводах городов Самарканда, Ташкента, Севастополя. В 1939 году он поступил в Днепропетровское музыкальное училище на отделение ударных инструментов, а год спустя был принят на композиторский факультет башкирского отделения Московской государственной консерватории в класс профессора Г.И.Литинского. 26 июня 1941 года Ш.Ибрагимов добровольцем ушел на фронт. После окончания Московского пехотного Краснознаменного училища им. Верховного Совета он в звании младшего лейтенанта воевал на Воронежском фронте в составе 161-й дивизии, участвовал в битве на Орловско-Курской дуге и форсировании Днепра. В 1944 году, когда бои отодвинулись далеко на Запад, старшего лейтенанта Ш.Ибрагимова перевели в тыл командиром музвзвода Южно-Уральского округа. Демобилизовавшись в 1946 году, он восстанавливается в Московской государственной консерватории на отделение хорового дирижирования (класс доцента А.В.Бандиной и профессора М.М.Багриновского). Окончив учебу в 1952 году, Ш.Ибрагимов приезжает в Уфу, где начинается его интенсивная творческая деятельность. Он преподает в музыкальном училище, работает хормейстером одновременно в двух профессиональных хоровых коллективах — Башгосфилармонии и Радиокомитета'. Трудно переоценить значение деятельности Ибрагимова-хормейстера в пропаганде творчества башкирских композиторов. Эти коллективы исполнили под его управлением почти весь национальный хоровой репертуар и осуществили записи лучших произведений на Всесоюзном и республиканском радио. Специфика деятельности хормейстера, не имеющего под рукой достаточного и разнообразного репертуара, постоянно сталкивала его с необходимостью аранжировать большое количество вокальных произведений и делать обработки народных песен для руководимых им коллективов. Вслед за аранжировками и обработками песен появились его первые самостоятельные сочинения для хора. Их успех закрепил давний интерес автора к композиции, которая стала органической необходимостью его музыкальной натуры. Стихи многих башкирских поэтов вдохновляли Ш.Ибрагимова. Среди них М.Карим, Ш.Биккул, А.Игебаев, Н.Идельбай, Р.Сафин и другие, однако к творчеству К.Даяна и Я. Кулмыя он обращался особенно часто. Наиболее ценным вкладом Ш.Ибрагимова в башкирскую хоровую музыку являются его лирические миниатюры. Светлыми чувствами, любовью к родному краю проникнуты лучшие поэтические страницы музыки композитора — «Мой Урал», «Уральские березы», «Утро Урала». Радостным благоговением перед гармоничной красотой природы наполнены хоры — «Вдоль по Деме», «Дождик», «Дема, моя Демушка», «Ветер весны». Глубоко личными настроениями навеяны — «Далекая звезда», «Диля», «Одинокая береза», «Воспоминание». Для большинства перечисленных миниатюр характерна мягкая, спокойная лирика с оттенком задумчивой печали. Композитор пишет лишь о том, что ему особенно близко, любимо, глубоко им прочувствовано. Довольно значительное место в творчестве композитора занимает веселая, шуточного характера хоровая песня — наиболее массовый и доступный жанр хоровой музыки. Произведения эти, как правило, невелики по масштабу, просты по фактуре, написаны в куплетной форме. Созданные в своем подавляющем большинстве во второй половине 50-х годов, они отличаются яркой конкретностью и простотой поэтических образов. Среди них особенно выделяются — «Девушки нашего села», «Сговорите нам невесту», «Миляуша», «Мы из Чишмов», «Что так смотришь на меня?». Широкому распространению их среди исполнительских коллективов и популярности у слушателей в значительной мере способствовало наличие сопровождения. Прозрачное, не перегруженное, сделанное со вкусом, оно хорошо звучит на фортепиано, пригодно для аккомпанемента и на баяне. Часто дублируя хоровое звучание либо становясь развитым и самостоятельным, оно органично дополняет и обогащает несложную фактуру хоровых партитур. Установка на массовость, определившая творчество Ш.Ибрагимова в 50—60-е годы, не заслоняет основной направленности его хорового письма. В произведениях последующих лет хоровое звучание предстает в «чистом» виде, где специфика творчества композитора проявляется ярко и полно в более развернутых, монументальных хоровых полотнах без сопровождения. Таковы хоровые поэмы — «Земля моя родная», «Поэма о солдате», «Заря Октября» и кантата «Мир отстояли, мир защитим». За рамки обычных обработок выходят хоры «Конь со звездочкой на лбу» и «Колой кантон», в которых народная песня становится лишь исходной темой-образом. Основным стилистическим принципом творчества Ш.Ибрагимова является преобладание песенного начала. Песенность проявила себя не только в отношении музыкально-синтаксических структур, но и в других специфических элементах музыкального языка — мелодии, гармонии, хоровой фактуре. Жанрово-стилистическим разнообразием, яркой художественной индивидуальностью отличается мелодическое мышление композитора. Мелодия в его произведениях всегда находится в центре внимания. Заботясь о ее выделении из хоровой ткани, автор использует тембровый контраст, считая его одним из наиболее существенных в трактовке солирующего голоса («Диля», «Утро Урала», «Что за парень?»). Активное влияние на характер звучания мелодии оказывают также и окружающие голоса. Часто мелодия и аккомпанемент функционально дополняют друг друга на основе комплементарного ритма («допевание» в хоровой партитуре в момент выдержанного звука или паузы у ведущего голоса — «Мой Урал», «Что за парень?»). Наличие в хоровых opus'ax Ш.Ибрагимова солирующей и аккомпанирующих сфер (аналогично голосу и инструменту в романсах), обрамляющих разделов, камерный характер большинства сочинений со свойственными им сжатостью и лаконичностью форм позволяют назвать многие его произведения хоровыми романсами. Гармонический язык хоров Ш.Ибрагимова также отличается рядом характерных черт. Попытка гармонизовать мелодии лишь средствами европейской гармонии, основанной на функциональной системе мажора и минора, неизбежно привела бы к искажению их национальной определенности. Поэтому автор, наряду с терцовым принципам строения, значительное место отводит аккордам нетерцовой структуры с разного рода заменами и наслоениями. Кроме того, существенное разнообразие в гармонический комплекс привносят различные остинатные фигуры, педали, ритмизованные органные пункты. Непосредственность эмоционального выражения, напевность, вокальная гибкость, проникновенность образов, значительность содержания, наконец, мастерство хоровой аранжировки — вот качества, поставившиемногие произведения Ш.Ибрагимова в число лучших хоровых сочинений башкирских композиторов. Ш.Ибрагимовумер 20 апреля 1993 года в Уфе. Автор: Ш.БИКМУХАМЕТОВ Источник - Композиторы и музыковеды Башкортостана: Очерки жизни и творчества/ Науч.ред.-сост. Е.Р. Скурко.- Уфа:Китап,2002.- с. 240. с.130 | |
Просмотров: 1871 | |
Всего комментариев: 0 | |